«Духовно-нравственное воспитание детей на примере Московского епархиального лагеря «Благовест»

Протоиерей Андрей Коробков.

Доклад на семинаре Епархиальной комиссии 13 сентября 2013г.

 

В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и человека навязывается некий стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными, а также над патриотическими чувствами. Этот стандарт во многом определяет сегодня российскую образовательную политику. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными:
— христианские добродетели — общечеловеческими ценностями гуманизма;
— педагогика уважения старших и совместного труда — развитием творческой эгоистической личности;
— целомудрие, воздержание, самоограничение — вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;
— любовь и самопожертвование — западной психологией самоутверждения;
— интерес к отечественной культуре — исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям, попранием собственной истории и традиций.

Современная идеология основана на принципе толерантности ко всему и во всем, подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным; изменяет традиционный смысл понятий «cовестливость, благочестие, набожность, предмет культа»; предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания. Вместо воспитания на основе традиций отечественной культуры предлагается проведение образовательно-развлекательных кампаний. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

По данным статистики научно-технический прогресс и достижение высокого уровня жизни в развитых странах при одновременном, резком снижении нравственности и христианской религиозности приводит все больший процент людей к разочарованию в жизни, потере ее смысла, нравственным отклонениям, тяжелым расстройствам психики. Получается, что мир, основанный на предлагаемой сегодня всем народам системе либеральных ценностей, не может быть устойчивым.

В России разрушительные последствия жизни без Бога особенно очевидны. Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большинства наших современников она вытеснена в сферу внешних элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. В личном отношении, с религией порой связаны лишь смутные представления или воспоминания. Для России это означает утрату преемственности поколений, а отсюда — глубокое непонимание традиций православной культуры. Становление ребенка, утверждение его жизненных позиций происходит не только в семье, школе. Личность формируется и в общении со сверстниками, взрослыми – знакомыми и не очень. Есть замечательное стихотворение Агнии Барто «Я расту»

А я не знал, что я расту
Все время, каждый час.
Я сел на стул —
Но я расту,
Расту, шагая в класс.

Расту,
Когда гляжу в окно,
Расту,
Когда сижу в кино,
Когда светло,
Когда темно,
Расту,
Расту я все равно…

Духовно-нравственное развитие также, как и рост ребенка происходит постоянно, постепенно формируя Личность. От того, какие встречи на жизненном пути

Летнему лагерю «Благовест» в этом, 2013 году, исполняется 11 лет. Исходя из нашего опыта можно сказать, что в нашем лагере «Благовест» под «духовно-нравственным воспитанием» понимается формирования у ребенка
— нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности)
— нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости);
— нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
— нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

This slideshow requires JavaScript.

История нашего лагеря началась в 2002 году на территории Войново-Горской школы Орехово-Зуевского района Московской области. Это была сельская школа, очень небольшая.   Мы выносили из классов парты, ставили кровати. Несмотря на неприспособленные условия для постоянного пребывания, жили дружно и весело. Спартанские условия объединяли нас. Именно в эти дни зарождался дух лагеря, зарождались и наши лагерные традиции и любовь детей к этому лагерю.   К нам в гости приезжали Депутат Московской областной думы Савин Владимир Николаевич, заместитель Председателя Московского областного отделения Народно-патриотического союза России Собко Сергей Васильевич.   Глава управления образования Орехово-Зуевского муниципального района был частым гостем на наших мероприятиях. Приезжали ребята из православного лагеря «Никита» храма святого великомученика Никиты деревни Бывалино Павлово-Посадского района вместе с настоятелем Никитского храма игуменом Амвросием. Были и мы у них с ответными визитами.

Деревенская школа небольшая, и самое большое количество человек, которых она могла вместить – 35. Поэтому мы старались расшириться и найти новое помещение, приспособленное для проживания большого количества детей. Таким образом, в 2005 году лагерь приобрел новую базу — территория бывшего пионерского лагеря имени героя Иванова завода «Респиратор» города Орехово-Зуево. Мы получили просторные корпуса, актовый зал, большую столовую, прекрасную территорию. В 2007 году лагерь стал Московским областным Епархиальным. Для многих детей Московской области отдых в Орехово-Зуево стал наградой за прилежную учебу в воскресной школе, активное участие в жизни прихода. Для ребят отдых в лагере – это возможность продолжать жить в православной вере, ведя привычный образ жизни, а для кого-то – возможность глубже окунуться в православную жизнь.

За 11 лет существования лагеря прошло огромное количество различных мероприятий, которых не вместить в рамки данного доклада. Вкратце можно рассказать о лагере следующее:

Педагогический состав лагеря:

  • Духовник лагеря
  • Начальник лагеря
  • Заместитель начальника лагеря
  • Врач
  • 2 медицинских сестры
  • Шеф-повар
  • 2 повара
  • Работники столовой и кухни
  • Воспитатели по одному на отряд плюс подменный
  • Вожатые по одному на отряд плюс подменный
  • 2 педагог дополнительного образования
  • Физрук
  • Служба охраны казачьего общества

Кроме того, в лагерь приглашаются педагоги города и района для проведения мастер-классов с воспитанниками лагеря.

Считая, что основой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи являются традиции православной культуры и педагогики, представленные в различных аспектах:
— культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры),
— нравственно-этическом (в контексте нравственного православно-христианского учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром),
— этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа), мы проводим тематические занятия, включающие в себя познания из истории, знание Библейских сюжетов. В частности, на протяжении нескольких лет приглашается педагог из Москвы, которая на в течение нескольких дней готовит с ребятами «Ленту времени», перенося в виде рисунков и аппликаций важнейшие события Истории на бумагу. Такие занятия помогают осмыслить эти даты, лучше их запомнить. Изготавливается совместно плакат «Дни творения», где дети день за днем рисуют дни сотворения мира.

В концертную программу включаются народные песни и танцы, которые ребята разучивают со своими педагогами.

Вобрав в себя лучшие традиции отдыха детей в пионерских лагерях и поставив их на основу православного воспитания, мы решаем задачи по осуществлению духовного, физического и патриотического воспитания. Одной из проблем реализации духовно-нравственного воспитания является разрушение традиционного уклада жизни: основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений (сердечных чувствований и настроений), правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка дня, недели, года. Поэтому лучшей организацией детского уклада жизни является четкий режим дня.

Утро у детей начинается с зарядки. Затем общая молитва и мероприятия по плану дня. На все режимные моменты ребята ходят строем и с речевкой, причем речевка есть дружинная, она служит сплочению всех воспитанников лагеря, и отрядные речевки — для ощущения единства отряда. После завтрака, уборки территории и санитарной проверки комнат ребята принимают участие в мероприятии согласно плану дня. Как правило, спортивные мероприятия и общелагерные подвижные игры проводятся в первой половине дня, с 10.30 до 12.45. Детям, не участвующим в спортивных играх по причине освобождения от нагрузок предлагаются кружки или участие в соревнованиях в качестве помощников воспитателей (фиксировать результаты соревнований своей команды и т.д.). Таким образом, ребенок чувствует себя сообщником соревнования и может испытать чувство гордости за свою команду наравне с участниками.

Еще одна проблема реализации духовно-нравственного воспитания — разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.

На протяжении смены регулярно проводятся беседы священников Орехово-Зуевского благочиния с детьми. График бесед составляется заранее и утверждается благочинным. Темы бесед определяются по возрастным и половым признакам и, если беседа проходит в виде лекции, то продолжаются не более 20 минут для детей младших отрядов (от 7 до 11 лет) и 25-30 минут для ребят постарше. Если священник вовлекает воспитанников в диспут, или диалог – то 30 и 40 минут соответственно. После у ребят есть возможность пообщаться   со священником индивидуально. У нас сформировалось правило, что эти беседы проходят после ужина, в 19.30, тогда у ребят есть возможность обдумать услышанное в оставшееся свободное время до вечерних молитв. По окончании вечерних молитв духовником лагеря ежевечерне совершается обход келий с каждением и пожеланием Ангела – хранителя на сон грядущий.

Экскурсионно-паломнические поездки сочетают в себе привитие осознания, что «хлеб насущный дается человеку по молитве и прилагаемому к ней труду». Поэтому поездки планируются следующим образом: первая часть- посещение промышленных предприятий города Орехово-Зуево и района (Демиховский машиностроительный завод, завод «Респиратор», Дулевский фарфоровый завод и др.) и вторая часть – паломничество в один из храмов благочиния. Оно включает в себя молебен, знакомство с историей и святынями храма и завершается чаепитием. В этом году, помимо паломнических поездок в храмы Орехово-Зуевского благочиния на Торжественное богослужение, нами было совершено две поездки: в Коломну и Павловский Посад.

Просмотров (212)

Статья написана admin

Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.