Маршрут путешествия по пути русского войска при взятии Казани

Герасимов М. Д.

В 1552 году русское войско, возглавляемое первым русским царем Иваном IV, взяло Казань и завоевало Казанское ханство. Прекратились постоянные набеги татарских отрядов на русские земли, проходившие с конца XV века. К середине XVI века, крымские, ногайские, астраханские и казанские татары стали послушными орудиями в руках оттоманской империи, проповедовавшей фанатичную разновидность ислама (сходную с современным ваххабизмом) в отличие от ислама Золотой Орды. Вот почему в этих условиях противостояние Москвы и окрестных мусульман, занявших протурецкие позиции, все более приобретало характер религиозной войны, а Иван IV свой третий поход на Казань спланировал и осуществил, как миссионерский поход с целью уничтожения гнезда пантюркизма и крещения пребывающих в язычестве соседних народов. Известно, что в походе Ивана IV под Казань принимали участие почти 50000 веротерпимых касимовских татар-мусульман. [1]

Такая судьба, например, была уготована татарскому городу Сараклыч, на месте которого была основана Саровская пустынь, а селение Дивеево стало четвертым уделом Богородицы на Земле.

Походу на Казань в 1552 году предшествовали следующие обстоятельства. В 1551 году в Казани был утвержден московский ставленник касимовский хан Шигалей, но в марте 1552 года казанцы подстрекаемые турками и крымцами восстали против власти русского царя. Вскоре государь и боярская дума принимают решение об организации нового похода на Казань. [1].

После тщательных приготовлений к походу 16 июня (ст.ст.) царь Иван выступил сухим путем из Москвы «на свое дело», оставив фактическим наследником и правителем государства митрополита Макария. Помолившись в Успенском соборе царь принял последнее благословение от митрополита Макария и выступил по дороге на Коломну через свои села Коломенское и Остров.

В это время к Туле подошли крымские татары. Государь, оставаясь в Коломне, послал к Туле свои полки. Когда к Туле прибыл сам крымский хан со своими войсками и турецкими янычарами, царь Иоанн, отстояв вечерню, выступил на переправу к Туле, где получил весть о победе русских над крымцами и турками 23 июня. [2]

Далее решено было идти на Казань двумя дорогами: самому государю с полками (своим и левой руки) идти на Владимир и Муром, а всем остальным на Рязань и Мещеру, чтобы заслонить царя на случай внезапного нападения нагаев, и всем сходиться за Алатырем. Хана Шигалея с касимовскими татарами хан отправил на судах в Городец на Волге.

Приходит Государь в храм Успения Богородицы, припадает к иконе Пречистой, которая была на Дону с преславным и великим князем Димитрием Ивановичем, молится со слезами и благословляется у владыки Феодосия.

Пошел царь Иван к Владимиру и шел 5 дней. Прибыв во Владимир, Иоанн горячо молится в соборном храме над гробом своего предка святого Александра Невского, прося помощи в начатом походе.

Прибыв в Муром 13 июля, государь помолился над мощами князя Петра и княгини Февронии и получил благословение от митрополита Макария письмом из Москвы.

20 июля после молебна в храме Рождества Богородицы началась переправа через Оку на Саконский лес и далее на Алатырь (приток реки Суры), а 13 августа Иоанн прибыл в Свияжск, где его ожидали войска, отправленные на судах вместе с пушками и военными снарядами. Именно оттуда царь обратился к жителям Казани с предложением добровольно покориться, а также поручил хану Шигалею написать подобную грамоту. Из Казани пришел ответ хана Едигера с вызовом на брань, и избежать штурма и кровопролития оказалось невозможно.

16 августа войска наши стали переправляться у Свияжска через Волгу на левый берег, а 23 числа русские полки стали занимать назначенные им места и окружили город для осады и штурма Казани. Решительный приступ был назначен на 2 октября. Царь Иван еще раз послал казанцам предложение сдаться, чтобы избежать бессмысленного кровопролития, но казанская знать единодушно отказалась.

В русских полках было велено всем воинам исповедаться и причаститься. Сам царь Иван провел часть ночи со своим духовником, рано утром молился за обедней, принял благословение от священника и поспешил на битву. В результате приступа Казань была взята русскими полками. Узнав, что город окончательно в наших руках, государь приказал священнику служить молебен и собственноручно водрузил крест на том месте, где стояло царское знамя во время взятия города.

4 октября Иоанн повторно посетил Казань, выбрал место для сооружения соборного благовещенского храма и собственноручно заложил его; после чего обошел крестным ходом городские стены и приказал освятить город.

Государь отбыл с войском в обратный путь 11 октября. Пред тем, как въехать в Москву, Иоанн заехал в Сергиеву Лавру, где молился в храме Живоначальной Троицы у раки преподобного Сергия. Множество москвичей встречало царя победителя. Митрополит Макарий встретил государя у Сретенского монастыря. Чтобы увековечить память о взятии Казани, государь приказал приступить к сооружению рядом с Кремлем храма Покрова Пресвятой Богородицы. Для просвещения Христовым учением жителей покоренной земли, через несколько лет была образована Казанская епархия, первым епископом которой был назначен Гурий.

В 1550-х годах духовником царя Иоанна, протопопом Благовещенского собора Кремля, Андреем (в будущем московским митрополитом Афанасием) по повелению государя, в память о взятии Казани была написана икона «Благословенно воинство Небесного Царя». Эта икона показывает духовный смысл земного существования Руси – превращение Русского государства в Святую Русь. [3]

Путь Ивана Грозного на Казань описан в Царственной летописи [4] и в трудах историков и краеведов, но полный конкретный маршрут подробно не описан. Некоторые участки пути не обозначены стоянками (станами). Их вероятный маршрут можно определить из других источников [1], [2]. Это замечание относится и к участку пути войска от Коломны до Владимира и Мурома. Сведения по древним путям восточного Подмосковья приведены в работах [5], [6].

Конкретный маршрут движения царского войска (рис. 1) можно проложить на следующих основаниях:

  • из Коломны войско двигалось на север вдоль реки Москвы по Брашевской дороге до Брашевского перевоза и переправилось на левый берег. На левом берегу Москвы путь пролегал по Бронницкому тракту через Бронницы до села Рогожи (Ногинск) на Клязьме; второй путь на Клязьму от Коломны проходил через Куровское на Вохну (Павловский Посад) и далее на переправу через Клязьму;
  • переправившись через Клязьму в районе Рогожи-Вохна, государь направился вдоль левого берега Клязьмы на восток к Владимиру;
  • во Владимире переправа на правый берег Клязьмы и движение на Муром через Судогду;
  • переправившись через Оку в Муроме, Иоанн по левому берегу реки Тёши дошел до Саконского городища, прошел бассейн реки Пьяны, форсировал реку Суру под Борончеевым Городищем, где и встретился со второй ратью, которая шла через Рязань и Мещеру [7];
  • объединенное войско направилось на север вдоль левого берега реки Свияги к городу Свияжску;
  • переправившись на левый берег Волги у Свияжска, русские войска направились к Казани и взяли город.
  • Возвращение царя с войском в Москву совершалось по Волге на Нижний Новгород, затем вдоль Клязьмы на Владимир и Рогожи;
  • Путь царя Иоанна в Сергиеву Лавру проходил от села Рогожи по Троицкой дороге через Ямкино, Ивановское, Огуднево, Петровское и Радонеж, а прибыл в Москву государь по Радонежской дороге.

На основании вышеизложенного можно предложить автомобильный маршрут по пути русского войска из Москвы на Казань:

  • в пределах Москвы от Кремля по Большой Ордынке, Варшавскому шоссе, Каширскому шоссе и далее на Коломенское шоссе до Коломны;
  • из Коломны по Коломенскому шоссе до Бронниц, далее до Ногинска по Горьковскому шоссе до Владимира;
  • далее Владимир – Судогда – Муром – Арзамас – Алатырь – Буинск – Свияжск, переправа на левый берег Волги – Казань.

Путешествие по пути русского воинства на Казань воспоминание этого славного героического события, ратных подвигов и молитв, освобождения из плена 100000 соотечественников – дань памяти нашим героическим предкам, их подвигу, который был величайшим событием в русской жизни после Куликовской битвы.

Список литературы:

  1. Россия XVI века: Казанский поход Ивана Грозного: Учебное пособие под ред. Ю. А. Курдина. – Арзамас:АГПИ, 2005. – 275с.:ил.
  2. Нечволодов Александр. Сказанаия о Русской Земле: В 5т.Т.4. – М.: Престиж бук, 2006. –320с.: ил.
  3. Перевезенцев С.В. Родство по истории: – М.:«ФИВ», 2015. –456с.
  4. Лицевой летописный свод Ивана Грозного. т.10.

http://www.akteon-elib.ru/LITsIeVOI-LIeTOPISNYI-SVOD-Russkaya-letopisnaya-istoriya-Kniga-21/#102

  1. Копышев П. П. К истории древних трактов восточного Подмосковья и Замосковья. – Ногинск. 2015 – 77с.; ил.
  2. Симонов А.Ю. Древние пути Восточного Подмосковья. Ногинск. 2015 – 60с.; ил.
  3. Петряшин А. С. Поход http://petryashin.ru/index.php?id=8

 

Просмотров (7)

Статья написана священник Георгий

священник Русской Православной Церкви. Можайск Московской области.

Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.