Прот. Игорь Смертин. Православный семейный летний лагерь как форма социального и миссионерского служения.

Доклад прозвучал на пленарном заседании епархиального форума
«Семейный православный отдых и паломничество, вклад в
христианское воспитание личности и общества».
Социальное служение Православной Церкви направлено на сохранение и укрепление семьи, воспитание подрастающего поколения. Однако с изменением исторических реалий приходится искать новые формы работы. Как, например, православный летний лагерь для детей и родителей. Именно семейная форма лагеря оказалась наиболее востребованной.
Двенадцать лет назад, приступая к созданию православного семейного лагеря «Солнышко», никто из организаторов не мог представить размах проекта. Однако жизнеспособность лагеря на практике доказала необходимость развивать и совершенствовать такую форму миссионерско-просветительской деятельности.
Тему о необходимости организации православных семейных лагерей, хотелось бы начать со слова «семья», т.к. нет в любом обществе более важного понятия, и нет на сегодняшний день более страдающей общности людей.
По данным статистики в России 42 миллиона семей. Из них больше половины имеет только одного ребенка. Многодетных семей всего 3%-5%. По прогнозу ООН к 2050 году Россия должна будет выйти на первое место в мире по убыли населения [3]. Интересно использование современными демографами терминов «патриархальная» и «современная» семья. Указывается на их глобальное различие: в первой – главенствует муж, во второй – преимущественно доминирует равноправие.
Кроме того, нарушается семейная иерархия. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл называет причиной кризиса во многих семьях нежелание мужа и жены жертвовать собственными интересами ради другого: «Разваливаются семьи только потому, что супруги перестали отдавать себя другому, заботиться друг о друге, воспринимать жизнь другого как свою собственную жизнь» [14].
Чтобы научиться правильному построению взаимоотношений в семье, нужна среда, в которой можно увидеть необходимый пример семейной иерархии. Бог даровал духовную власть мужу над женой. Однако эту власть муж может реализовать тогда, когда сам не нарушает Божий порядок, послушен Господу, признает Его авторитет, исполняет свои обязанности с любовью. Апостол говорит «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1Кор.11:3). Православный семейный лагерь устроен по принципу православной семьи с соблюдением иерархии. И тут действует духовный закон, который разъясняет святой преподобный Паисий Святогорец: «В старину существовал подвижнический дух…, было изобилие добра, и поэтому нерадивый человек не мог устоять в своем нерадении. Его увлекал общий поток добра» [7]. Православный лагерь, как православная семья, представляет собой малую Церковь и «увлекает потоком добра» каждого своего члена, помогая достигать Царства Небесного.
Члены семьи – это взрослые и дети. Родители, желающие воспитать своих детей православными христианами должны сами жить по- христиански. Тихон Задонский говорит: «нужно учить собственным примером, ибо дети особенно подражают жизни родителей, что замечают в них, то и сами делают, доброе будет или дурное, что видят. Поэтому родителям нужно самим беречься от соблазнов и пример добродетельной жизни подавать своим детям, если хотят их наставить в добродетели. Иначе ни в чем не преуспеют. Ибо дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают ее в своих юных душах, чем слушают их слова» [2]. Но часто родители сами находятся в «детском» духовном возрасте. В православном семейном лагере, как в многодетной семье, старшие по опыту жизни в Церкви помогают новоначальным.
Основной проблемный вопрос православного воспитания детей и молодежи можно сформулировать следующим образом: как сделать их жизнь неотъемлемой частью жизни Церкви. Почему это сегодня так трудно? Видимо, отличие наших современников от людей христианского мира предыдущих столетий в том, что человек рубежа XX-XXI века, рождаясь, приходит в секулярный мир, который стремится утвердить автономное от Бога существование; все его устои оторваны от культуры Церкви; с малых лет каждый человек вынужден жить среди мировых ценностей, в которых Богу отведено место лишь в частной, индивидуальной жизни. Мир стремится показать, что обходится без Единого Истинного Бога-Творца, Промыслителя и Спасителя. Есть только один путь – создать условия для того, чтобы дети опытным путем познали Бога и почувствовали на себе Его благость. «Если с младых ногтей дети получат помощь и наполнятся Христом, то они останутся близь Него навсегда. Даже если, подрастая, они немножко собьются с пути по причине возраста или дурной компании, то снова придут в себя. Ведь страх Божий и благоговение, которым были наполнены их сердца в юном возрасте, никогда уже не смогут в них исчезнуть» – наставляет святой Паисий Святогорец [8].
Многое зависит от того, какими людьми окружен ребенок, ощущает ли вокруг себя настоящую церковную семью. Ребенку необходимо почувствовать православный мир, который сможет восполнить тягу детей к общению, творчеству, играм и приключениям.
Более всего общение требуется подросткам, начинающим критически относиться к окружающему миру, собственным опытом, проверяющим идеальные установки, получаемые в семье (а иногда – только декларируемые). Действительно ли он найдет в священнике отца, а в прихожанах храма – братьев и сестер? Сами эти понятия снова и снова возвращают нас к вопросам истинных ценностей и жизни церковной семьи (христианской общины), в то время как современный мир ежедневно предлагает другие идеалы и существование в «виртуальной реальности» (алкоголизм, наркомания, игромания, телемания, социальные сети и др.). Любой психолог скажет: все формальное и недоосмысленное, воспринятое лишь по привычке в подростковый период, как правило, перестает удовлетворять, перестает быть жизненно нужным.
Думается, что и здесь решение проблемы – в создании круга общения среди сверстников совместно со взрослыми. Особенно важно общение семьями, которое предполагает не только времяпровождение, но и участие в общих заботах. И в данном случае православный семейный лагерь дает неоценимую возможность для решения этой задачи.
Отсутствие жизненного опыта отделяет молодежь от других групп паствы (ведь человека «в годах» часто именно опыт собственной жизни приводит к вере и, непосредственно, в Церковь). Но в большинстве случаев, названная часть молодежи отличается полной дезориентацией в жизненных ценностях, хаосом в сознании, в вопросах нравственности, в смысле жизни. Это, конечно, встречается и у более взрослых людей, но все же жизнь заставляет их приобретать хоть какие-то устои, пусть не всегда христианские, но создающие некую стабильность. Молодежь же, наряду с дезориентацией, приобретает и растерянность, полную неуверенность в самом смысле бытия. Педагоги, психологи, родители говорят о неслыханных ранее молодежных проблемах: о переполненности различными комплексами; о росте агрессивности и депрессий; о компьютеризации сознания и всего мировосприятия; о подмене реального мира виртуальным пространством; о подавляющем влиянии рекламы на интеллект и нравственную сферу; о формировании «психологии толпы», когда недопустимо быть немодным, не как все; об алкогольной или наркотической зависимости, начинающейся во все более раннем возрасте (что прикрывается понятиями «слабоалкогольные напитки» и «легкие наркотики»); об элементарном неумении общаться, выстраивать в речи причинно-следственные и другие логические связи и доносить их до собеседника и еще меньшем умении выслушать другого, понять и ответить на чужую позицию аргументированно и без оскорбления. Все это грозит обществу внезапными неуправляемыми социальными конфликтами, которых общество опасается, но не стремится предотвратить их. С внутренними противоречиями и травмированной психикой подростки приходят в храм. Как им помочь стать личностями в Церкви, стать христианами? Видимо, священник здесь – ключевая фигура, встреча с ним, так или иначе, может изменить ход мыслей или строй жизни человека. Следовательно, в православном семейном лагере постоянное нахождение священника обязательно. Его доступность в общении позволяет человеку выяснить то, что не удалось выяснить в другой обстановке.
Отвечая на вопросы о молодежных проблемах, молодые люди и девушки, прежде всего, говорят о дефиците общения, о необходимости поиска форм этого общения, о совместном решении проблем, которые невозможно решить в одиночку, причем подчеркивают надежду на общение именно при Церкви, при храме, постепенно становящимся родным. Существует несколько возможных форм такого общения. Среди них – православный семейный лагерь.
При создании семейного православного лагеря «Солнышко» основной упор делался на, исторически сложившиеся, традиционные принципы православного воспитания:
  • деятельная богослужебная и евхаристическая жизнь;
  • руководство (не только в духовной, но и в бытовой жизни);
  • послушание;
  • труд ради Христа;
  • семейная иерархия;
  • пример и любовь;
  • внимание ко всем уровням функционирования человека;
  • сотрудничество, сотворчество, соработничество.
Эти принципы были взяты за основу, рассмотрим их подробнее.
  1. Во-первых, необходимо «дать человеку правильное направление во всех сферах его деятельности, научить так проводить земную жизнь, чтобы ему стала доступна жизнь вечная» [4]. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорит: «В Евангелии мы находим совершенно ясное указание, по какому вектору должно быть направлено усилие человека. Этот вектор – Христос. Господь говорит «Я свет миру, кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12). Что это значит? Это значит, мы должны прилагать усилия, чтобы следовать за Христом и устраивать свою жизнь в соответствии с Евангельскими идеалами» [13].
Эффективным инструментом по воцерковлению и воспитанию в духе православных традиций детей, подростков и юношества является семейный лагерь, поскольку в его рамках есть все возможности для тесного доверительного неформального взаимного контакта и сотрудничества священника, родителей, воспитателей и детей. Важно, чтобы все они находились в лагере круглосуточно и вместе участвовали в ключевых моментах его жизни. Деятельное участие священника в повседневной работе лагеря крайне необходимо. Это позволит преодолеть ненужный барьер между ним и детьми и в результате приведет к непосредственному, откровенному общению, обсуждению и разрешению насущных вопросов. При таком добром и доверительном отношении священник может стать для детей подлинно авторитетным духовным наставником, к словам которого будут прислушиваться. Когда священнослужитель активно и искренно участвует во всех событиях жизни лагеря, за короткое время без особых усилий он приобретает любовь, уважение и расположение детей. В таком случае, он может тактично разрешать конфликтные ситуации, положительно влиять на поведение и жизненный выбор подростков.
  1. Вторая важная цель – воспитание чувства долга и ответственности. «Родители должны с малого возраста помогать детям нести за себя ответственность. Пусть дети выполняют в семье посильную работу, они не должны требовать, чтобы им несли все готовое на блюдечке» [8], – на сегодняшний день эти слова святого Паисия Святогорца могут быть отнесены и к взрослым. Задача православного семейного лагеря – помочь людям увидеть и почувствовать радость жизни по заповедям Божиим.
  2. Насельники лагеря находятся на разных ступенях воцерковления. Те, кто уже не первый год трудятся над своей душой, пытаются во всех трудностях видеть волю Божию, терпеть искушения и немощи ближних, становятся примером для менее опытных христиан. Можно много раз читать о том, как воспитать в себе смирение. Но стоит человеку потрудиться, например, в наряде по кухне, посмотреть, как смиряются друг перед другом, перед старшей смены, перед тяжестью работы такие же люди, и увидеть плоды этого смирения: общее дело ладится, около двухсот человек накормлены четыре раза в день – и теория становиться практикой, и появляется желание поступать так же. В этом цель православного семейного лагеря – помочь людям увидеть и почувствовать радость жизни по заповедям Божиим.
  3. Одно из значений слова «лагерь» – это поселение на природе. Православный семейный лагерь «Солнышко» находится в лесу, вдали от цивилизации. Это позволяет современным людям, отягощенным суетой и многозаботливостью, увидеть другую жизнь: простую, спокойную и, вместе с тем, радостную. Когда святого старца Паисия Святогорца спросили, почему люди сегодня так страдают, он ответил: «Потому, что избегают труда. Комфорт – вот что приносит людям страдания и болезни. В нашу эпоху удобства отупили людей. … Множество удобств делают человека ни на что не годным. Чем больше люди удаляются от естественной и простой жизни и преуспевают в роскоши, тем более увеличивается и человеческая тревога в их душе» [7]. Таким образом, живя в лесу, среди прекрасной природы, на свежем воздухе, молясь чаще, чем дома, оторвавшись от привычного комфорта, от электронных средств коммуникации, выполняя простую, а главное, действительно необходимую работу, люди приобретают тишину в душе. И это можно наблюдать практически: если в первые дни заезда насельников в лагерь отойти от него на небольшое расстояние, слышится гул от непрерывных разговоров, который с течением времени стихает.
  4. Жизнь на природе не только создает условия для физического труда и освобождает человека от рабства комфорту, но и имеет целью научить насельников лагеря жить в гармонии с природой – «душа от созерцания видимой красоты приходит в состояние чувства Бога, живого и чудного во всем» [10]. Невозможным становиться бездумно сорвать, срубить, убить эту красоту. Живя рядом с природой, человек учится смирению, так как с истинно мученическим смирением терпит человека природа, продолжая одаривать его, чем может. Природа и животные препоручены людям Господом, как друзья и как слуги. «И люди своей любовью обязаны по заповеди Божией восстановить ту дружбу, которая была у них с человеком до грехопадения» [10]. И это возможно, о чем свидетельствуют маленькие птички, обустраивающие свои гнезда над иконостасом, перед которым совершают молитвы насельники лагеря.
  5. Русская Православная Церковь не может остаться в стороне от проблем воспитания возрастающего числа людей, приходящих в храмы. Помощь родителям, озабоченным вопросами духовного выживания (как своего, так и своих детей) в современном мире – вот одна из важнейших целей организации православного семейного лагеря. Речь идет именно о выживании. Это результат, уникальной, по своей парадоксальности, ситуации: в исторически православной стране семьи, желающие строить жизнь согласно христианскому ученью, должны противостоять мощному влиянию своих же сограждан, которые не приемлют вообще или равнодушны к ценностям православия.
  6. Ускорение темпов развития компьютерных технологий, увеличение влияния средств массовой информации на человечество, возникновение глобальной сети Интернет, рост популярности социальных сетей, модификация информационного пространства привела к изменению не только межличностного общения, но и технологий школьного образования. При огромном потоке информации дети совершенно не умеют ее анализировать и правильно оценивать. Наша цель – научить их действовать в соответствии со словами Апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все мне полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12). Для этого в лагере существует практика проведения бесед на духовные темы у костра. Обсуждение начинается с просмотра заранее приготовленного фильма или презентаций, определяющих тему. Обязательно участие в разговоре священника. Обсуждая, сопоставляя различные социальные и культурные явления современной действительности, подростки учатся отделять «зерна от плевел», видеть незаметный на первый взгляд, но опасный смысл вещей и явлений. А это дает понимание ограничений, которые накладывают на них взрослые: почему нельзя произносить жаргонные слова – в них, под внешне безобидной формой, скрыт бранный смысл; почему нельзя носить открытую одежду, вольно себя вести с противоположным полом – это рождает блудные мысли и оскверняет целомудрие… и еще много других «почему». Дети должны понять, по каким причинам необходимо слушаться взрослых.
  7. Неотъемлемой частью духовно-нравственного развития личности ребенка является воспитание в нем патриотизма, как любви к оставленному предыдущими поколениями наследию, которое основывается на трех главных понятиях – родная земля и ее народ, вера, язык.
Министр народного просвещения дореволюционной России А.С. Шишков писал: «Вера делает народ единодушным, язык – единомысленным» [12]. Речь идет о церковнославянском языке – языке, на котором человек разговаривает с Богом. В лагере проходят ежедневные занятия: обучение чтению утренних и вечерних молитв, чтение Псалтири. Отряды девочек и мальчиков по очереди читают молитвенное правило утром и вечером, готовясь и распределяя молитвы заранее. Наша задача – пробудить у детей желание молиться на церковно-славянском языке. Две недели в лагере – это две недели непрерывного общения. И требуется огромное усилие сделать так, чтобы оно происходило на чистом (в прямом смысле слова) русском языке. Для того, чтобы испросить у Бога помощи в этом, с самого начала жизни лагеря священником устанавливается правило – сказал «мусорное слово» – положи десять поклонов с молитвой перед иконами.
Любовь к родной земле проявляется в бережном отношении к природе, в сохранении окружающей среды. Отсюда – еще одна задача, организовывать жизнь лагеря так, чтобы и взрослые, и дети заботились о природе, трудились над поддержанием ее чистоты: ежедневно убирались на территории лагеря, сортировали и утилизировали отходы, изготавливали домики для птиц.
Любовь к своему народу проявляется в заботливом отношении к близким, живом отклике на нужды других людей. «Не надо оказывать благодеяния с тем, чтобы получить блага. Надо взращивать благородную, дорогую любовь, такую, которой любит Бог, а не дешевую мирскую любовь, которая исполнена всех человеческих немощей» [9] – так поучал преподобный Паисий Святогорец. Необходимо стараться использовать каждый повод для пробуждения и проявления такой любви в сердцах детей, чему может послужить любая ситуация в жизни лагеря. Например, ребята, выполнившие свои послушания, могут помочь другим: вымыть грязную посуду, младшим – протереть столы, подменить того, кому надо уйти на репетицию, встать на место заболевшего, присмотреть за малышом… Все это является возможностью проявить любовь. Конечно, взрослым сначала нужно подталкивать детей, подсказывать и всегда подавать пример. Через некоторое время ребята начинают чувствовать проявление духовного закона – жертвенная помощь ближнему приносит ни с чем не сравнимую радость.
Снова обратимся к словам преподобного Паисия Святогорца: «Великое дело сила сердца. Сердце словно аккумуляторная батарея, которая постоянно подзаряжается. Оно не устает и не стареет, его сила не исчерпывается никогда. Но над сердцем надо работать… Если человек не работает над своим сердцем, он может быть великаном и при этом совсем не иметь дерзновения. А другой, маленький тщедушный, делая все с сердцем, никогда не устает» [9]. Современный безжалостный прагматизм взрослых отнимает радость и интерес к жизни у детей. Отсюда такой высокий уровень самоубийств – Россия занимает одно из первых мест в Европе по числу подростковых суицидов.
Совершая малое повседневное «доброделание» дети и подростки перестают быть равнодушными и циничными. Если им помочь понять, что для Бога нет ничего неважного на Земле, они научатся прилагать сердце ко всякому делу, следовательно, станут истинными патриотами своей страны, поскольку патриотизм – это жертвенное служение Родине на любом месте, на котором Бог поставил.
Все православные христиане стремятся стать гражданами одного Отечества – Царства Небесного. В этом отношении Россия, как земная Родина, ценна не столько своими просторами, самобытной культурой, вековыми завоеваниями и победами, сколько своим, исторически запечатленным, крестным путем к Богу. Вызывает сожаление тот факт, что в настоящее время православная вера часто становится своеобразным приложением к русской культуре, неким фольклорно-нравственным дополнением. В этой связи важно выстроить целостную истинную картину, что из чего проистекает, что на чем стоит.
История Российской страны исключительна, прежде всего, своим осознанным православным выбором, устремленностью к миру горнему, духовными подвигами и стяжанием святости людьми в разные, даже безбожные и смутные времена. В то же время история России, как и всего человечества, связана с постоянным промыслительным Богообщением, которое другие страны и народы либо отвергали, либо старались принять. Отсюда следует, что задача воспитания исторического мировоззрения заключается в развитии способности оценивать исторические события в религиозном контексте.
Необходимо также разъяснить понятие «ложный патриотизм». Махать российским флагом на футбольном матче, кричать «Россия вперед!» и праздновать победу популярного певца в эстрадном конкурсе не означает проявления высоких патриотических чувств. Господь сказал: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28).
Святитель Тихон Задонский объясняет это так: «Видим здесь, что Он как в человеческом и рабском образе пришел, так и служить людям не отрекался, и говорил ученикам Своим: «Аз посреди вас, как служащий» (Лк.22:27). Потому и ноги умыть у них не постыдился (Ин.13:5). Примечай, возлюбленный, как Господь наш ради нашего спасения смирился. Тот, у Которого ремень обуви развязать недостойным себя почитал великий Иоанн, Которому Ангелы со страхом и раболепно служат, — служить людям, рабам Своим, и им ноги умыть благоволил. О, чудо! О, зерцало смирения! Смотрел на это Отец Небесный с небес и благоволил о том. Смотрели Ангелы Его и удивлялись тому. Видим и мы ныне верою и поклоняемся смирению Его» [11]. И во образ Господа Иисуса Христа, любовь к Родине выражается служением ей. Важно показать это на примерах наших соотечественников, прежде всего тех, кто был прославлен в лике святых, таких как, преподобный Сергий Радонежский, святой благоверный князь Александр Невский, праведный Феодор Санаксарский (Ушаков), святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) и многие другие.
В обычных семьях также есть примеры жертвенного служения, веры и благочестия. Существуют они и в семьях насельников лагеря «Солнышко», о чем в 2015 году было рассказано и показано в презентациях, подготовленных для лагеря заранее. Судьбы этих людей, их труд на благо Родины и подвиг во время Великой Отечественной войны являются примером любви к Родине.
Воспитание чувства патриотизма – еще одна задача, которая стоит перед православным лагерем. Для ее решения необходимо не только показывать примеры, достойные подражания, но и формировать конкретные навыки и умения, позволяющие правильно действовать в ситуациях, в которых требуется спасать чью-либо жизнь. По этой причине ежегодно проводится медицинская эстафета (теория и практика оказания первой медицинской помощи) и военно-спортивный турнир, которые предусматривают развитие выносливости, взаимовыручки, навыков выживания в лесу и владения оружием. Подобные соревнования, с одной стороны, учат, как помочь себе и другим в экстремальных ситуациях (важно отметить, что обучение не становиться жестокой игрой в войну); с другой – позволяют воспитывать стойкость и мужество. Этому же способствуют отдельные воинские элементы: строй, форма, иерархия, которые присущи и Православной Церкви. Воспитание патриота заключается в формировании личности человека, готового к деятельному служению своей Родине и ближним, не для мирской славы, а ради Бога.
  1. Православный лагерь «Солнышко» проводится во время школьных каникул. У детей – перерыв в учебе, но не в творческом и интеллектуальном развитии. Русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью» [15].
В лагере имеется возможность исправить основную ошибку существующего в России образования: школа, как правило, отделяет мир науки от мира религии, не замечая их полного согласия между собой. Литература, история, точные дисциплины преподаются вне религиозного осмысления. Ввиду этого для интеллектуальных и творческих уроков в лагере на первое место выходит задача воспитания православного мировоззрения. Содержание всех мероприятий, конечно, продумываются заранее, учитывая, что уподобление занятий школьным будет вызывать их отторжение. Опыт показывает, что лучше других, подходят такие формы обучения, как беседы, викторины, круглые столы.
Для творчества (изобразительного искусства, различных видов рукоделий) необходимо подобрать интересные и поучительные задания.
Особенно тщательной разработки требуют произведения для театральных постановок. Каждому отряду дается свой сценарий. Ребята сами подбирают актеров, изготавливают костюмы и декорации, проводят репетиции. И это очень важный воспитательный процесс, который дает возможность участникам учиться слушать друг друга, понимать, помогать, терпеть и прощать.
  1. Заповеди Христовы: любить ближних, прощать врагов, помогать страждущим и прочие – должны исполнять не только те, кому это интересно и близко, но любой, кто называет себя христианином. Организовывая православный семейный лагерь, необходимо принять во внимание, что его насельникам предстоит серьезное миссионерское служение, как внутреннее, так и внешнее. Миссионерское служение – это служение апостольское. Оно заключается в том, чтобы исполнить заповедь Спасителя о проповеди Евангелия «всякой твари» (Мк.16:15) и личным примером научить ближних жить со Христом. Речь здесь не только о людях, пока далеких от Бога, но и о прихожанах храма, регулярно посещающих богослужения и считающих себя воцерковленными.
Практика показывает, что большинство взрослых и детей не умеют читать по-церковнославянски и не считают необходимостью этому учиться. Отсюда – непонимание содержания богослужебных текстов и молитв. Немного таких семей, в которых существует благочестивый обычай совместной молитвы. Миссионерство внутри лагеря происходит через приобщение подростков к клиросному пению, через обучение церковнославянскому языку и взрослых, и детей, через разъяснение содержания молитв (утренних, вечерних и ко Святому Причащению), через алтарное послушание, через чтение на богослужениях и молитвенных правилах. Результатом ежедневных трудов в этом направлении является тот факт, что практически каждый из тех, кто не умел читать по-церковнославянски в начале лагерной смены, к ее концу во время утреннего или вечернего правила может спокойно и уверенно не только прочесть молитву на богослужебном языке, но и объяснить ее смысл. Такие успехи приносят искреннюю радость, как ученикам, так и их наставникам. А главное, многие, вернувшись домой, продолжают, начатое в лагере, благое учение.
Приезд насельников православного палаточного лагеря обычно вызывает интерес у местных жителей, что является подходящей возможностью для его участников миссионерствовать. Святитель Макарий (Невский) так писал об этом: «Братия христиане! Несмотря на то, что искупительная жертва принесена Христом-Спасителем за всех людей, плодами ее могут пользоваться только те, кто веруют во Христа, принадлежат к созданному Им телу – Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которые вошли в общение со Христом через причащение Его тела и Крови. Значит, не верующие во Христа и не принадлежащие к святой Православной Церкви не могут пользоваться плодами искупления, совершенного Господом Иисусом Христом. А таковых на всей земле и в отечестве нашем остается еще много… Все они имеют нужду в проповеди о Христе и о созданной Им Церкви» [5].
И насельники лагеря «Солнышко» несут свою посильную миссию: подают окружающим пример своим скромным внешний видом, благочестивой одеждой, соблюдением поста; организовывают концерты духовных песнопений, с которыми выступают в разных местах. На театральные постановки о христианских добродетелях в лагерь приглашаются местные жители.
  1. По слову Господа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16), православный семейный лагерь «Солнышко» осуществляет социальное служение. Архиепископ Русской Зарубежной Церкви Нафанаил (Львов), православный богослов, проповедник и духовный писатель, так определил современные задачи социального служения: «Церковь одобряет социальное служение, но хочет, чтобы его вели не священнослужители, а миряне, воспитываемые для всякого доброго дела, в том числе и для благотворительности, своими духовными отцами. Чтобы эта благотворительная работа и в своей социальной форме была бы насколько возможно полнее проникнута личными отношениями. Чтобы те, кому помощь оказывается, знали и любили бы тех, кто оказывает эту помощь, а эти, в свою очередь, с любовью, состраданием и заботой относились бы к опекаемым. Чтобы как можно меньше было бы холодной, безличной, механизированной социальности в этом святом деле. Социальная служба Церкви – это ее сострадательное лицо, обращенное к той части нашего мира, которая испытывает горести от болезней, старости, беспомощности, одиночества, бедности, жизненных невзгод» [6]. В лагере «Солнышко» уже много лет подвизаются люди с ограниченными возможностями и пожилые, которые, так же как и другие, имеют возможность полноценно участвовать в большинстве мероприятий. Они несут посильные послушания, от чего чувствуют себя значимыми для других, и совершают паломничества.
Православный семейный лагерь – это лучшая возможность социальной и духовной помощи современным семьям. Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Церковь исходит из того, что именно духовная помощь современной семье является самым действенным и надежным средством на пути изменения к лучшему социальной ситуации в стране в целом. Ведь именно кризис семьи лежит в основе множества общественных проблем наших дней». Большинство семей, пребывающих в лагере «Солнышко» – многодетные. У многих из них нет других возможностей полноценно провести летний отдых.
Мнение о том, что в семейный лагерь принимаются исключительно семьи – ошибочно. В жизни каждого человека, кроме духовного и молитвенного, должно быть общение душевное, обмен опытом, совместный труд, отдых и т.д. Возможность такого взаимодействия привлекает в лагерь не только семьи, но и одиноких прихожан.
Важно, чтобы священник, педагоги, родители и дети пребывали в лагере круглосуточно и все вместе участвовали в ключевых моментах его жизни. Так, находясь в тесном контакте духовном, душевном, и даже бытовом, супругам легче обучаться правильному устроению семьи, родителям – отношению друг к другу и к своим чадам, а детям – впитывать православное мировоззрение и мироощущение. Этот живой опыт невозможно заменить ни пылкой проповедью, ни занятиями в воскресной школе.
В современном мире остро стоят проблемы внутрисемейных отношений, воспитания христианского мировоззрения и гармоничного формирования личности. Служение Русской Православной Церкви направлено, в первую очередь, на попечение о духовном возрастании ее членов, тем не менее, душевное устроение и телесное здоровье человека являются заботой Церкви. В православном семейном лагере создаются благоприятные условия для духовного возрастания, душевного общения, совместного творчества, интеллектуального развития и улучшения физического состояния его насельников.
Таким образом, православный семейный лагерь – новая форма миссионерской деятельности, которая на практике зарекомендовала себя, как соответствующая современным требованиям и необходимая для полноценной работы на приходе.
Библиография.
Источники.
  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское общество, 2006. – 2047 с.
  2. Иоанн (Маслов), схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет. // М.: Самшит, 1995. — 512 с.
  3. Краткий доклад о контроле за мировым населением, 1999г.: рост, структура и распределение населения / Комиссия по народонаселению и развитию, 32-я сессия, 22-30 марта 1998 г. – 112 с.
  4. Криворученко В. К., д.и.н., профессор. Патриарх: с думой о молодежи // Управление мегаполисом: научно-теоретический и аналитический журнал. 2010. № 1. С. 76–96.
  5. Макарий (Невский), митр. Слова и беседы по миссионерскому делу. // Сергиев Посад, 1914. – 440 с.
  6. Нафанаил (Львов), архиеп. Ключ к сокровищнице. // М: Сретенский монастырь, 2006. – 240 с.
  7. Паисий (Святогорец), старец. Слова. С болью и любовью о современном человеке. Том I. // М: Святая гора, 2008. – 432 с.
  8. Паисий (Святогорец), старец. Слова. Семейная жизнь. Том IV. // М: Святая гора, 2008. – 328 с.
  9. Паисий (Святогорец), старец. Слова. Страсти и добродетели. Том V. // М: Святая гора, 2008. – 336 с.
  10. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Том 1, 2 // СПб: Сатисъ, 2001 – 742 с.
  11. Тихон (Задонский), свт. Письма. Наставления. Размышления. Молитвы. // Собрание сочинений. Том V. // М: Приход Храма Святаго Духа Сошествия, 2008. – 921 с.
  12. Шишков А.С. Рассуждение о любви к отечеству. // Собрание сочинений и переводов. // СПб, 1825. – 418 с.
Электронные ресурсы.
  1. Кирилл (Гундяев), патр. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXIII Международных Рождественских образовательных чтений// Благовест. URL: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=8&id=60847.
  2. Кирилл (Гундяев), патр. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Киево-Печерской Лавре в день памяти святого равноапостольного князя Владимира 28.07.2009 г. // Святая Успенская Киево-Печерская Лавра. URL: http://lavra.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=751&Itemid=97.
  3. Ушинский К.Д. Педагогическая теория К.Д. Ушинского. URL: http://studentam.net/content/view/1500/125/.

Просмотров (100)

Статья написана священник Георгий

священник Русской Православной Церкви. Можайск Московской области.

Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.