Протоиерей Михаил Герасимов. Паломничество по дороге святителя Николая Зарайского.

В августе текущего года Святейший Патриарх Кирилл посетил подмосковный город Зарайск. Визит был приурочен к 870-летию города и празднованию в честь чудотворного образа святителя Николая, именуемого Зарайским. Сейчас древний образ пребывает в Иоанно-Предтеченском храме Зарайского кремля, а прибыл в Зарайск в 1225 году из далекого крымского Херсонеса (Корсуня).

ris1История перенесения образа святителя Николая из Корсуня в Рязанскую землю (в древности Зарайский край принадлежал Рязанскому княжеству) излагается в первой части литературного памятника XVI века [1] Повести о Николе Заразском. Святитель Николай явился в городе Херсонесе «в привидении» священнику Евстафию и внушил ему взять чудотворный образ и идти из Корсуня в Рязанскую землю. По указанию святителя Евстафий идет в устье Днепра, садится на корабль и добирается из моря Черного до «моря Варяжского» (Балтийского), далее сразу попадает «в Немецкия области» город Кесь. Мало пребыв в нем, Евстафий по предписанию святителя Николая «сухим путем» отправляется в Новгород через города Изборск и Псков.

Известно, что в Великом Новгороде икона стояла в Софийском Соборе, где перед ней молились великий князь Новгородский Ярослав Всеволодович и его малолетний сын – будущий святой Александр Невский [2]. Сотворив в Новгороде «великие чудеса», икона ведет далее Евстафия в Рязанскую землю. Видением является святитель Николай во сне князю Федору Юрьевичу Рязанскому, веля ему идти «во сретение» корсунского образа. Князь Федор поспешил навстречу образу и перенес икону в «область свою», где в селении на месте нынешнего Зарайска в 1225 году для нее был построен Никольский храм.

В 1510 году князь Василий III построил собор для очень почитаемой иконы на месте прежнего храма. В 1560 году одним из священнослужителей собора, потомком корсунского священника Евстафия и была написана повесть о Николе Зарайском. На протяжении последующих столетий повесть дополнялась описанием новых чудес от чудотворной иконы.

Прославленный чудотворный образ святителя Николая привлекал к себе множество почитателей со всей России с древности до последнего времени. Истории принесения чудотворной иконы посвящено немало публикаций исследователей, однако конкретный маршрут путешествия священника Евстафия подробно не описан.

ris2А одной из новых форм древней традиции почитания святого образа могло бы быть паломничество по пути принесения иконы в Зарайск – по «пути святителя Николая». На основании опубликованных исторических источников можно предложить маршрут паломничества от берега Балтийского моря: Рига – Кесь (ныне город Цесис в Латвии) – Изборск – Псков – Новгород. От Новгорода до Торжка маршрут примерно совпадает с участком автомобильной дороги Санкт-Петербург – Москва [3] и проходит через города Крестцы, Валдай, Вышний Волочек. От Торжка путь иконы проходил на Старицу, Ржев, Волоколамск и по Волоколамскому шоссе на Москву (рис. 1).  

Входя на территорию нынешней Москвы в районе Тушино, дорога форсировала Москву-реку у древнего Чертольского брода (рядом с современным Большим Каменным мостом). Далее маршрут паломничества проходит по древней Котельнической дороге, а затем выходит на трассу современного Коломенского шоссе и приводит в Коломну. В Коломне «путь святителя Николая» переходит Оку и направляется в Зарайск, конечной цели путешествия (рис. 2).

На маршруте путешествия расположено несколько населенных пунктов с древнейшей историей и множеством святынь и святых. Отметим, что истинное паломничество и православный туризм без изучения и знания истории Церкви и России, истории святых икон и житий святых не могут существовать.

Существует множество маршрутов путешествия и паломничества по сухопутным дорогам, путям и тропам, по которым перемещалось русское воинство на важнейшие в истории Церкви и России сражения, реально ходили святые подвижники, переносились чудотворные иконы. Такие путешествия по «святым путям» по опыту нашего прихода – удобный способ изучения истории, в котором древняя история объединяется с современной географией.

Для популяризации и развития исторического и православного туризма, реализации лозунга «узнаешь историю – полюбишь край», требуется объединить усилия священников, краеведов, сотрудников музеев, педагогов, исторических туристов, паломников и представителей власти на местах.

Список литературы:

  1. Зарайск. Т.1: Историчесие реалии и легенды/ сб. статей. М.:Древлехранилище, 2002. 290 с.
  2. Полянчева О. Чудотворный образ Николы Зарайского. Краткий исторический очерк. // Московские епархиальные ведомости №7-8
  3. Фролов А. А. О маршруте «мирного похода» царя Ивана III на Новгород «Новгород и Новгородская земля. История и археология.» Материалы научной конференции. №11/97

Просмотров (24)

Статья написана священник Георгий

священник Русской Православной Церкви. Можайск Московской области.

Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.