Протоиерей Михаил Герасимов. Путь христианизации северо-востока Руси.

13.10.2017 исполняется 1025-лет со дня преставления святителя Михаила, первого митрополита Киевского (30.09.992г. ст. ст.). Что известно о жизни святителя, его трудах и современниках?

На официальном сайте Московского Патриархата указано: «На долю первого митрополита Русской Церкви выпало нелегкое, но благодатное служение. Он ревностно обходил новопросвещенную Русскую землю, проповедуя Святое Евангелие, крестя и поучая новообращенных людей, основывая первые храмы и духовные училища. В Ростове он основал первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и поставил там епископом Федора Грека». [1]

Архиепископ Владимирский и Суздальский Валентин в своем докладе, посвященном 1000-летию крещения Владимиро-Суздальской земли 1990 году указывал что «Ростово-Суздальская земля известна была князю Владимиру со времен похода 982 года, он там бывал неоднократно, основал город Суздаль, принимал во Владимире Аврамия Ростовского, посещал сыновей, князей Бориса и Глеба». [2]

Историк О.М. Рапов так описал крещение Руси: «Итак крестив киевлян в первый день августа 990 года и отправив Добрыню и Путяту на север обращать в христианство новгородцев, Владимир Святославич вместе с дружиной и христианскими миссионерами отправляется на восток … В конце августа или в начале сентября 990 года он закладывает город на Клязьме и крестит жителей». [3]

В 2015 году историк архитектуры С.В. Заграевский опубликовал исследование, посвященное топографии древнего Владимира [4]. В этой работе автор на основании множества летописных источников еще раз показал, что в 990 году князь Владимир Креститель ходил в страну Залесскую, области Суздальскую и Ростовскую, крестил все те земли, ибо были с ним два епископа греческого Патриарха и поставил город Владимир на реке Клязьме. В работе [5] С.В. Заграевский указывает, что в конце X века на реке Нерли рядом с Суздалем было основано поселение Кидекша «идеже бысть совокупное святых мученик становище, егда в Киев хожаху Борис от Ростова, Глеб от Мурома». Это указание позволяет предположить, что путь князей в Киев проходил через Суздаль и Переяславль.

Отметим частые контакты между русским северо-востоком и Киевом [6]:

884 год – поход князя Олега с суздальскими мерянами на северян,

913 год – поход князя Игоря Рюриковича с суздальцами и ростовцами против древлян,

947 год – посещение Суздаля княгиней Ольгой,

X век – Князья Святослав Игоревич и Владимир Святославович по два раза ходили на вятичей,

1010 год – князь Ярослав переведен в Новгород, а в Ростов и Суздаль назначен князь Борис,

1024 год – посещение Суздаля Ярославом Мудрым,

1066 год – поездка Владимира Мономаха в Суздальскую землю и т.д.

Значит были и дороги. Каким же путем связывались эти два центра Древней Руси?

Старую лесную Переяславскую дорогу, реконструировал археолог и историк С. З. Чернов [7]. Она проходила в XII веке от Москвы через поселения Красное, Преображенское, Черкизово, Пехра, Медвежьи Озера, Анискино, Громково, Макарово, Черноголовка, Шерна-городок, Крутец, Жары, Махру и Великую Слободу на Переяславль, Ростов и Владимир (рис. 1). Существование древних поселений вблизи трассы дороги подтверждается археологически.

По мнению историков, в XI веке через среднее течение Москвы-реки пролег один из немногих великих путей из Киева в Ростов, который пересекался в районе будущего города Москвы с более ранним торговым путем из Новгорода через Волок Ламский на Коломну и Рязань [8, с. 15]. Обоснованием древности сухопутных дорог на Руси могут быть слова Владимира Крестителя: «Расчищайте дороги, делайте гати и мосты». Еще в 1066 году 13-ти летний Владимир Мономах совершил трудное путешествие на коне из Переяславля Русского в Ростов Великий через дремучие брянские леса [9, c. 22], а его сын Юрий Долгорукий уже водил по этой дороге из Ростова к Киеву целые полки [10, c. 15], и к середине XII века существовал уже наезженный путь из Киева и Чернигова через Москву в Ростов и Владимир (рис. 2). Отметим, что в середине XII века можно достаточно уверенно говорить, что эта дорога переходила Москву-реку под Боровицким холмом, (немного выше по течению реки), так как в этом месте существовал Чертольский брод через реку у древнего села Чертолье, лежащего на Волоцкой дороге.

Древность Переяславской дороги подтверждает сенсационная археологическая находка 2015 года подвески-трезубца на городище Клещина времен киевских князей Владимира Святославича или Ярослава

Владимировича (X-XI века). Историки уверены, что подвеска показывает, что Клещин стал одним из центров княжеского управления Ростовскими землями на 100 лет ранее, чем считалось прежде [11]. А этот высокий статус города предполагал и наличие надежных и удобных путей сообщения уже в то время, что позволяет предположить посещение Клещина князьями Владимиром Святославичем, Ярославом Мудрым, Борисом и Глебом Владимировичами.

По этой же дороге из Ростова (как указано в летописи) шел князь Борис в 1015 году на место своей гибели на реке Смядыни. [12] Путь его конного путешествия мог проходить по маршруту: Муром – Владимир – Ростов – Переяславль-Залесский – Москва – Смоленск. При этом от Переяславля до Москвы по Старой лесной дороге, а от Москвы через Волоколамск до Ржева по Волоцкой дороге, а затем на Смоленск.

В 1155 году древнюю Переяславскую дорогу освятила древняя икона Божией Матери, когда святой князь Андрей Боголюбский ушел из Вышгорода под Киевом в «Ростовскую землю» через Москву. До Москвы князь шел, вероятнее всего, через Чернигов и Козельск, которые многократно проходил его отец князь Юрий Долгорукий.

Возможно, по старой Ростовской дороге в XII веке проходил просветитель язычников-вятичей преподобномученик Кукша Печерский со своим учеником Никоном, посетивший земли Богородского края на реках Клязьме и Воре. [13]

Возвращение князя Александра Невского в 1241 году в Новгород из Переяславля-Залесского по Старой Переяславской дороге через Москву, а затем по Волоцкой дороге проходило через: Волоколамск – Ржев – Старица – Торжок – Вышний Волочёк – Валдай – Крестцы – Новгород.

Позднейшее свидетельство о передвижении русских войск по старой Переяславской дороге относится к октябрю 1609 года, когда трехтысячное войско, вышедшее из Москвы, участвовало в освобождении Александровской слободы от поляков. В память этого события в августе 2017 года прошла межрегиональная экспедиция «Под княжеским стягом 2017» по участку древней дороги от поселка Фряново до города Александрова.

Краеведческие путешествия по старой Переяславской дороге и другим древним дорогам по опыту нашего прихода – удобный способ изучения истории, в котором древняя история объединяется с современной географией. Для популяризации и развития исторического и православного туризма, реализации лозунга «узнаешь историю – полюбишь край», требуется объединить усилия краеведов, сотрудников музеев, педагогов, исторических туристов, паломников и представителей власти на местах.

Список литературы:

1. Статья: «13 октября — память Святителя Михаила, первого митрополита Киевского» http://www.patriarchia.ru/db/text/52769.html

2. Архиеп. Валентин (Мищук). Начало распространения христианства на Владимиро-Суздальской земле. Доклад, посвященный 1000-летию Крещения Владимиро-Суздальской земли (990—1990). В кн.: К вопросу о дате основания г. Владимира. Владимир, 1992. С. 21-38 http://www.rusarch.ru/mishuk1.htm

3. Рапов О. М. «Русская церковь в IX — первой трети XII вв. Принятие христианства». М: Высш.школа, 1988. С. 288-302 http://www.russiancity.ru/books/b82.htm#c4

4. Заграевский С.В. Историческая топография домонгольского Владимира. М., 2015 http://www.rusarch.ru/zagraevsky45.htm

5. Заграевский С.В. Историческая топография домонгольской Кидекши // Материалы ХХII межрегиональной краеведческой конференции (20 апреля 2017 г.). Владимир, 2017. С. 123–148. http://www.zagraevsky.com/kideksha.htm

6. Очерки В.М. Снегирева о Суздале. Глава 7 http://suzdal.org.ru/Information/snegirev_book/snegirev_7.htm

7. Чернов С. З. Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М:2003, №3

8. История Москвы с древнейших времен до наших дней: В 3 т. – Т.1: XII–XVIII века.– М.: Издательство объединения «Мосгорархив», АО «Московские учебники и картолитография», 1997.– 432 с., ил.

9. Копышев П.П. К истории древних трактов восточного Подмосковья и Замосковья (исторические экскурсы и экстракты) – Ногинск. 2015. – 77с.; илл.

10. Симонов А.Ю. Древние пути Восточного Подмосковья. Ногинск (Богородск). 2015. – 60с.; илл.

11. Н.А.Макаров. Подвеска со знаком Рюриковичей из летописного Клещина (http://www.archaeolog.ru)

12. Борис и Глеб / Андрей Ранчин. — М.: Молодая Гвардия, 2013. — 298[6] с.: ил. — (Жизнь замечательных людей: сер.биогр.; вып. 1430). http://www.e-reading.club/bookreader.php/1031897/Ranchin_-_Boris_i_Gleb.html

13. Панин А., Григорьева И., Дмитриев В. История Николаевской Берлюковской пустыни. Издание второе исправленное и дополненное – Берлюковский Издательский Дом. 2011. 175 с.: — илл.

Просмотров (7)

Статья написана священник Георгий

священник Русской Православной Церкви. Можайск Московской области.

Комментарии закрыты, но трекбэки и пингбэки открыты.