История храма великомученика и победоносца Георгия

В 2007 г. минуло ровно 270 лет со дня освящения храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца в Новоселках, построенного княгиней И.Ф. Шереметевой в 1730-1737 гг. Эта церковь предшествовала нынешнему зданию Георгиевского храма, перестроенного на прежнем месте в конце XIX века.
Но свое летописное исчисление Георгиевская церковь начала еще в первой половине XVI столетия. Именно в это время в Московском уезде в сельце Новоселки Бохова стана на берегу речки Песочни появляется первый деревянный храм, посвященный «страстотерпцу Георгию». По свидетельству Писцовых книг, первое упоминание о существовании этой «клетцкой» церкви относится к 1574 г., а в 1585 г. при владельце Новоселковской пустоши Степане Васильевиче Годунове она уже значится «развалившейся».
В 1664 г. Иван Иванович Бирдюкин-Зайцев, владевший этой деревней с 1646 г., и его родной брат Киприан получили «благославенную грамоту» на строительство нового храма и владения церковной землей. Отстроена новая деревянная церковь была «на старом церковном месте» в 1674 г., уже при новом владельце Киприане Бирдюкине-Зайцеве, который получил имение от брата в 1666 г. Почти 10 лет новопостроенный храм стоял «без пения», оставаясь все это время неосвященным. Однако, после того как церковь была построена, с 1680 г. Новоселки становятся селом и именуются, по названию храма, также селом Георгиевским.
Лишь в 1684 г. при боярине Федоре Петровиче Шереметеве состоялось долгожданное освящение Георгиевской церкви и назначен церковный причт: священник Архип Меркульев, дьячок и пономарь. В марте 1697 г. по указу Патриарха Адриана священником Никольского храма из соседнего села Пушкино Семеном Флоровым была сделана первая опись церковного имущества Георгиевской церкви. Судя по этому описанию, Георгиевский храм имел весьма скромные размеры; колокольни у него не было — два колокола были подвешены на березе, а третий, небольшой, «без языка» лежал в церкви. В эти годы в Георгиевском храме служили священники – о. Михаил Афанасьев (1692 г.), о. Иоанн Анкидинов (1697 г.), о. Никита Федоров (с 1704 по 1711 гг.), о. Никита Герасимов (с 1722 по 1725 гг.).
В 1729 г. имение в Новоселках перешло к вдове племянника Ф.П. Шереметева, капитан-лейтенанта морского флота Василия Васильевича Шереметева — Ирине Фёдоровне Шереметевой, урожденной княгине Ромодановской. К этому времени Георгиевский храм вновь стал ветшать, и новая хозяйка села 3 июля 1730 г. подала в Синодальный казённый приказ прошение о построении новой деревянной церкви: «В нынешнем 730 году имеется у меня вотчина в Московском уезде, в Бохове стану, в Радонежской десятине, село Егорьевское Новоселки тож, а в означенной моей вотчине церковь Божия обетшала, в которой невозможно исправлять службы, а по обещанию моему желаю я тое церковь в той вотчине построить вновь, а без указу тое церкви строить не смею, а оная церковь будет деревянная во имя великомученика Егория и дабы повелено было вместо обетшалой церкви построить вновь церковь во имя св. Егория и о том дать указ». В скором времени, прошение княгини Шереметевой было удовлетворено и одобрено по указу Ея Императорского Величества (императрицы Анны Леопольдовны) и по благословению Святейшего правительствующего синода:
17 июля 1730 г. Синодальный казенный выдал заказчице указ о строении означенной церкви. Новую деревянную церковь русские плотники вновь поставили на живописном, холмистом берегу речки Песчанки. Возведенный на каменном фундаменте деревянный купольный храм с одним престолом, с колокольней были вытянуты в плане по одной оси и покрыты железом.
Спустя семь лет строительство Георгиевского храма было завершено, и Ирина Федоровна 12 декабря 1737 г. вновь обратилась в Синодальный казенный приказ с прошением о повелении освятить новопостроенную церковь – «дать указ и освященный антиминс выдать». В ответ на прошение, 16 декабря 1737 г. последовало распоряжение преосвященнейшего Вениамина, епископа Коломенского и Каширского, о выдаче указа об освящении и «освященном антиминсе», и в тот же день Синодальный приказ назначил протопопа Никифора Иванова с братией из Большого Успенского собора Московского Кремля для исполнения указанного — освящения возведенной церкви.
Через сто лет, в бытность владения селом помещиком, надворным советником Алексеем Степановичем Мельгуновым, видимо, по причине малочисленности прихода, указом Святейшего Правительствующего Синода от 14 ноября 1838 г. было предписано приписать Георгиевский храм к Сергиевской церкви в селе Комягино Богородского уезда Московской губернии, и 24 февраля 1839 г. по указу Московской духовной консистории Георгиевский храм был приписан к Комягинской церкви. С этого времени, и вплоть до 1918 г., в приписной Георгиевской церкви не стало собственного причта, а службы проводил священник Сергиевского храма. Таким образом, в этот период, судьбы этих двух соседних храмов соединились одной общей исторической связью. Сохранились послужные списки церковного причта Сергиевской церкви, а значит, и Георгиевского прихода: в 1843 г. здесь служил священник о. Иоанн Широгоров с дьячком Мефодием Воскресенскиим и пономарем Флегонтом Сокольским, а в 1918 г. эти храмы возглавлял священник о. Михаил Введенский, ему помогал псаломщик Михаил Пировский.
В 1854 г. была заведена опись церковного имущества Георгиевской церкви, которая была повторно перепроверена в 1905 г., и хранилась в храме в целости вплоть до 1918 г.
К концу XIX в. храм княгини Шереметевой начал приходить в упадок и нуждаться в капитальном ремонте. По рассказам супругов Н.И. и С.А. Лифанцевых, старожилов Новоселок, сохранивших воспоминания своих родственников – бывших прихожан Георгиевского храма и очевидцев происходивших в селе событий, перестройка Георгиевской церкви началась приблизительно в 1886-1887 гг. на специально пожертвованные для этой благой цели средства одного богатого купца из села Хомутова (близ Щелкова). Этот храм, выполненный плотниками в характерном для деревянного зодчества конца XIX в. псевдорусском стиле, дошёл до нашего времени и по сей день является одним из немногих образцов национального деревянного зодчества и в Подмосковье, и во всей России, в целом. Простота и лаконичность архитектурных форм храма до сих пор прекрасно гармонируют с окружающим пейзажем Новоселок. Новую Георгиевскую церковь возвели на фундаменте старого, предыдущего храма, о чем свидетельствует планировка церкви, вполне характерная для русских церквей XVIII столетия; крышу покрыли луженым железом, внутри оштукатурили стены. До наших дней на куполе Георгиевской церкви сохранились кресты конца XVII в., а на окнах фигурные решетки конца XVIII столетия.
Документальные материалы, касающиеся времени перестройки последней Георгиевской церкви, не сохранились, однако в «Клировой ведомости» Сергиевской церкви села Комягино и приписной к ней Георгиевской церкви за 1918 г. есть упоминание о том, что Преосвященный посещал Георгиевский приход в 1892 г.. Как известно, к этому времени Георгиевский храм был уже отстроен, и владыка посетил новопостроенную церковь для ее освящения. Таким образом, 1892 г. – год последнего посещения храма правящим архиереем, следует считать датой рождения последнего Георгиевского храма. По меньшей мере, четырежды возобновлялись храмы в истории Новоселок, но всегда традиционно возводились из дерева и неизменно посвящались покровителю христолюбивого воинства.
В мае 1922 г. представители комиссии по изъятию церковных ценностей, в присутствии настоятеля протоиерея Димитрия Александровича Боголепова, изъяли из Георгиевского храма часть богослужебных предметов из драгоценных металлов, общим весом в четыре пуда (примерно 65,5 кг). В середине 1930-х гг. с колокольни были сброшены и отправлены на переплавку колокола. Но, тем не менее, по воле Божьей, Георгиевской церкви суждено было уцелеть после событий 1917 г., она никогда не закрывалась, спасенная героическими усилиями своих мужественных прихожан.
На протяжении советской эпохи она оставалась единственным храмом-хранителем Православия в Ивантеевке и во всей ближайшей округе. И, конечно, помогали поддерживать святую веру в своих прихожанах настоящие пастыри ушедшего столетия, на долю которых выпало служение в это трудное безбожное время. Так, за самовольное возведение пристройки с северной стороны Георгиевского храма в 1959 г., которая не только расширила внутрихрамовое пространство, но и укрепила церковь, протоиерей Василий Решетин пострадал от властей и лишился прихода.
Тяжела была пастырская жизнь и у других отцов-настоятелей Георгиевского храма: о. Гавриила Раевского и о. Серафима Голубцова, прошедших лагеря и ссылки, о. Владимира Ткаченко – участника Великой Отечественной войны, о. Иоанна Зайцева, о. Павла Москвина, о. Георгия Кондратьева и ныне здравствующего протоиерея о. Владимира Ильчука и почившего о. Зиновия Анисимова.
Главные святыни Георгиевской церкви — почитаемый образ Черниговской иконы Божией Матери , чудесным образом обретенный в 1950-х гг. XX в.

Просмотров (253)