Священник Василий Лосев.
Доклад на семинаре Епархиальной комиссии 13 сентября 2013г.
Духовный кризис и распад государственной атеистической идеологии в России в конце прошлого века способствовал массовому обращению наших сограждан к Таинству крещения. Не всегда это обращение было осознанным. И сегодня, остро стоит проблема не только внешней миссии, но и миссии внутренней, направленной на воцерковление крещенных, но не просвещенных.
На вопрос: «Почему Вы считаете себя православным?», многие могут ответить: «Потому, что так принято…», «потому что мои предки были православными…», «чтобы иметь защиту…» и.тд.
По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, 75 % россиян причисляют себя к православным, при этом лишь 54 % из них знакомы с содержанием Священного Писания. Около 73 % православных респондентов соблюдают религиозные обычаи и праздники. [Итоги всероссийского опроса ВЦИОМ, март 2010].
И сегодня, часто случается так, что по тем или иным причинам, крещеные в младенчестве впервые самостоятельно приходят в храм, но многие из них не отдают себе отчета в важности этого шага, в его смысле, значении Церкви и ее таинств, поэтому остро стоит вопрос духовного просвещения всех, кто обращается к неиссякаемому Источнику Жизни — Церкви Христовой. С крещением их духовный путь просвещения только начинается.
Основа миссионерского просвещения строится на примере личной благочестивой жизни каждого христианина и исполнении им своего долга. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (Мф. 5:16). Одним из действенных инструментов такого просвещения являться православный семейный отдых.
Слово «отдых» означает «перерыв в обычных занятиях, в работе и т.п. для восстановления сил» [. Кузнецов С.А. Толковый словарь. 1998].
Для человека существует естественная потребность в отдыхе. Например, в суточном круге есть отведённое Богом время для сна. Необходим отдых и от трудов. Евангелие рассказывает нам как Богочеловек, Господь Иисус Христос, утомившись, отдыхал под смоковницей.
Человеческое естество имеет сложный духовно-телесный состав. «Апостол Павел различает не тело и дух, но тело душевное и тело духовное (1 Кор 15:44). Дух человеческий призван быть властелином тела, но не его врагом. Душевное и телесное — не столько две части человека, сколько два аспекта его единого существа.» [Богословская Конференция Русской Православной Церкви «Учение Церкви о человеке» Москва, 5-8 ноября 2001]. Поэтому в отдыхе нуждается не только тело, но все человеческое естество в целом. В православном отдыхе потребности тела подчиняются потребностям души, а потребности души подчинены потребностям духа. «Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе» (Пс.138:3). Православный отдых охватывает как духовную, так и материальную сферы человеческого бытия. Православный семейный отдых распространяется на духовную и материальную сферы жизни семьи в целом, и на всех ее членов персонально. Можно сказать, что семья в полном составе на время извлекается из обыденного мирского существования и погружается в атмосферу, котораявключает в себя молитву, встречи и беседы со священниками, участие в богослужении и церковных Таинствах, и в тоже время может содержать в себе культурную, оздоровительную и рекреационную составляющие.
Внешние организационные формы православного отдыха могут быть различными, например: семейный лагерь, слет православных семей, паломничество, путешествие и т.д. При этом процесс духовного воспитания каждого члена семьи должен включать в себя, по возможности, все стороны жизни православного христианина. Главная цель организованного православного семейного отдыха — помощь в духовном возрастании участников семейного отдыха через совместную молитву, паломничество, посильный труд, творчество и общение. Важно научить современные семьи строить свою жизнь на основе духовных приоритетов и принципов, которым учит Православие. Православный отдых позволяет решить проблему катехизации семей и способствует их духовному оздоровлению.
Таким образом, православный семейный отдых – это воспитательная форма миссионерской деятельности, охватывающая как духовную, так и материальную сферы человеческого бытия, и направленная на распространение Православной веры, воцерковление людей и передачу опыта богообщения посредством личного участия семьи и каждого ее члена в отдельности в таинственной жизни Церкви.
Семья является Божиим установлением, неким таинственным, и в то же время внятным отображением Троического божественного единства в человеческой жизни. Отец, мать и растущее продолжение этого богоустановленного союза – дети, составляют семью, которая есть осуществление Божиего замысла о единении людей во взаимной помощи, единодушии и любви.
Церковь всегда смотрела на здоровую, традиционную семью как на святыню, колыбель человеческой жизни, её духовную основу и источник нравственных сил. Церковь призвана помогать богоустановленной семье во всех планах и формах её существования. Сегодня, когда само существование семьи подвергается опасности, священные устои её расшатываются, особенно важно использовать всякую возможность, любую созидательное средство воздействия на современников в целях укрепления семейной жизни. Поэтому объектом воспитательной миссии непременно должна быть семья.
В свете Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, опыт организации православного семейного отдыха может быть актуальным для решения ряда внутренних и внешних миссионерских задач, в частности:
- семейный православный отдых будет способствовать воцерковлению и полноценному участию в церковной жизни детей и их родителей;
- формированию здорового православного семейного мировоззрения;
- позволит семьям (детям и их родителям) приобщиться к традиционным православным семейным ценностям, культуре и традициям Православия.
- для священника, мисиионера, катехизатора организованный семейных отдых будет способствовать приобретению опыта работы с самыми различными категориями людей; совмещение традиционных методов катехизации с общением в непринужденной обстановке (паломничества, путешествия, походы, чаепития и т.д.) благоприятно отразятся на самом процессе воцерковления;
- православные семейные лагеря, слеты православных семей, семейные путешествия, паломничества и другие формы организованного семейного отдыха позволят наиболее эффективно использовать все допустимые средства и методы, для православной проповеди и православного воспитания.
Все это позволит разнообразить миссионерский процесс, сделает его более увлекательным и интересным для детей и родителей, позволит священнику, педагогу, миссионеру наладить личные взаимоотношения с каждым членом семьи.
Успех в реализации целей и задач семейного православного отдыха во многом зависит от личных качеств священника — его доброты и внимания.
В идеале должна быть создана такая атмосфера, попадая в которую даже нецерковный человек смог бы измениться и осознать необходимость жизни в Православной Церкви.
2.2. Организационные формы семейного отдыха в Московской епархии
Семейный православный отдых может иметь, образовательную, рекреационную, военно-патриотическую, спортивную, паломническую или иную направленность. Но главной его задачей всегда будет воспитательная миссия.
На сегодняшний день в Московской епархии активно практикуется несколько видов семейного отдыха: стационарные и нестационарные православные семейные лагеря, семейные группы дневного пребывания, слеты православных семей; паломнические поездки, путешествия, зарубежные поездки, однодневные поездки и экскурсии.
2.3.Семейные лагеря и слеты православных семей в Московской епархии
Сложившаяся практика семейного отдыха в Московской епархии показывает, что семейные лагеря и слеты православных семей могут быть организованы в стационарной и не стационарных формах на базе детских оздоровительных лагерей, приходов или монастырей, частных территориях в сельской местности. Обычно в программу подобного лагеря закладывается общая задача: изучение Священного Писания, помощь в восстановлении монастыря или храма и т. п. Разумеется, у участников лагеря остается и свободное время для отдыха, игр, общения, но его не должно быть и слишком много. Обязательна для участников лагеря утренняя и вечерняя общая молитва, молитвы перед трапезой.
2.4.Семейные паломничества и путешествия организуемые приходами и монастырями Московской епархии
Особую миссионерское значение имеют семейные паломничества и путешествия организуемые приходами и монастырями Московской епархии. Такие паломничества, в отличие от одиночных, совершаются группой состоящих из семей прихожан под духовным руководством священника. Семейные приходские паломничества и путешесвтия в зависимости от целей могут быть разнообразными, например, паломничество на Святую Землю, паломничество по святым местам Московской епархии. Паломничества могут быть сочетаемы с познавательными путешествиями, экскурсиями. Паломничества могут быть продолжительными и однодневными. Дальние паломничества и путешествия обычно совершаются только один или несколько раз в году, т. к. требуют особой организации.
Паломничество — это духовное делание, молитвенный опыт, обретаемый в приобщении к посещаемым святыням. Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов пишет, что: «Цель паломничества в том, чтобы, соприкоснувшись с действительностью, которая имела место столетия и даже тысячелетия тому назад, найти лучшие условия для молитвы»[Осипов А.И.Лекции 2008].
При посещении святых мест, дети и взрослые узнают об истории монастырей и храмов, святых подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Среди святых, почитаемых Православной Церковью, многие прославились любовью к своему земному отечеству и преданностью ему. Жития этих святых могут послужить добрым примером для подрастающего поколения. Как отметил митрополит Ювеналий на встрече с участникам празднования VI Дня православной молодежи Московской области 17 Февраль 2012: «Знаем мы примеры из церковной истории, когда юные возрастом становились великими подвижниками. Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский стал иноком в 23 года, а святая равноапостольная Нина юной девушкой просветила верой во Христа целое государство»[Обращение митрополита Ювеналия 2012]. Поэтому семейное паломничество, совершаемое под духовным руководством священника дает не только прекрасную возможность познакомиться с историей, житием святых Церкви, архитектурой, иконописью, духовными традициями России, но выполняет миссионерско-воспитательную функцию, являясь назиданием для доброй христианской жизни. Данная форма православного отдыха являются выражением духовного и молитвенного единения прихода, олицетворяют силу и соборность Церкви.
По слову К. Д. Ушинского «Религиозное образование должно с ранних лет ложиться на душу человека как верный залог того, что он не собьется с дороги, как верный якорь спасения в дни житейских бурь и душевных тревог. И лукавое отделение религии от жизни есть идолопоклонство, оскорбляющее человеческое достоинство и разрушающее жизнь [Воспитание здорового ребенка: традиции и современность 2008].
Один из результатов подобных путешествий – то, что дети и взрослые поддерживают друг друга, общаются, приобретают совместный молитвенный опыт. Таким образом, преодолевается типичная для нашего времени самозамкнутость, зацикленность молодого человека на себе, преувеличенный индивидуализм. Очень важно, что в таких паломнических поездках и путешествиях нет столь распространенного сегодня духа индивидуализма, духа соревнования. В православном путешествии группу объединяет общая цель, и слабейших не исключают из коллектива, но помогают им до конца пройти маршрут (пусть и в ущерб общей скорости группы).
В путешествии каждый – как на ладони, ничего не скрыть. В необычных, порой условиях путешествия, паломничества или похода исчезает маска, за которой человек обычно прячет свою внутреннюю сущность, и очень быстро становится ясно, кому над чем нужно поработать.
2.5.Миссионерские ошибки при организации семейного отдыха
Организация православного семейного отдыха невозможна без критической оценки пройденного пути. В этом может быть полезен существующий опыт монастырей и приходов Московской епархии.
Исходя из существующей практики можно сформулировать основные ошибки:
2.5.1.Отсутствие миссионеркой программы
При организации православного семейного отдыха бывают случаи, когда организаторы уделяют большое внимание организационной части семейного отдыха, «забывая» при этом о его содержании. Питание и комфорт в таком отдыхе могут быть хорошо организованы, большая часть программы может быть посвящена образовательным, досуговым и иным мероприятиям, а вот мероприятий имеющих миссионерскую и катехизационную направленность будет совсем немного. Важно продумать, подготовить и организовать программу православного семейного отдыха, чтобы она в полной мере отвечала поставленным миссионерским задачам. Предпочтителен путь, когда образование и досуг в семейном отдыхе сочетаются с катехизацией и православным воспитанием.
2.5.2. Формальный подход.
Формальный подход заключается в подмене живой веры, живого Христа обрядом и церемониалом, формальным исполнением содержательной части программы. В этом случае организационная и содержательная часть православного отдыха могут быть насыщены православной атрибутикой, однако духовная жизнь участников отдыха будет далека от христианского духа «.…эти люди устами чтут Меня, сердца же их далеко отстоят от Меня; но тщетно они поклоняются Мне, уча учениям и заповедям человеческим.» (Мк. 7:6-7).
2.5.3.Бремена неудобоносимые
Формальное уравнивание всех участников отдыха, катигоричность. Все внешние формы и правила должны подчиняться евангельскому указанию: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2. 27), что четко выражено блж. Августином: «в главном — единство, во второстепенном — свобода и во всем — любовь». С другой стороны, необходимо четко определять границы церковной традиции и не пренебрегать ею.
2.5.4.Излишне либеральный подход
Ослабление духовной дисциплины, литургической жизни участников православного отдыха по сравнению с их повседневной церковной жизнью. Следование духу времени, панибратское отношение к духовенству. Такой подход в организации семейного отдыха приводит к воспитанию теплохладности, духовной расслабленности и потери авторитета Церкви и духовенства.
2.5.5.Несоответствие слов и жизни священника или руководителя православного семейного лагеря
Проповедь неотъемлемая черта пастырского служения. Господь послал апостолов именно на проповедь (Мф. 10: 7). Однако проповедь – это не только слова, произносимые с амвона, это непрестанное свидетельство о Христе, о церкви, о спасении всяким своим словом и делом, примером своей жизни. Когда этот пример не соответствует христианскому учению, то и проповедь не имеет результата.
2.6.Перспективы развития православного семейного отдыха в Московской епархии
По данным Епархиальной комиссии по организации по организации летнего семейного отдыха и досуга в 2010 г. в Московской епархии православный отдых был организован приходами и монастырями для 4 275 человек, а в 2011 количество участников православного отдыха составило 4 697 человек. В течение 2012 г. Организовано 276 объектов православного отдыха для 7592 участников, из которых: 5343 ребенка до 18 лет, 2249 молодежи и взрослых, 188 человек духовенства ( Архив Московского епархиального управления, папка «Епархиальная комиссия по организации летнего семейного отдыха и досуга» ). Число участников православного отдыха ежегодно растет, при этом, среди организаторов и участников более востребован православный семейный отдых — это различные объекты православного семейного отдыха, семейные лагеря, слеты православных семей, группы дневного пребывания, православный семейный отдых на частных территориях, базах, лагерях и пр., организуемые на базе приходов либо специализированных организаций и учреждений.
Это в свою очередь способствует решению основных миссионерских задач, в том числе воспитательной миссии. Причина такой популярности православного семейного отдыха прежде всего в том, что его устроение бывает наиболее доступным и понятным для организаторов и участников.
Заключение.
Православный семейный отдых является одной и самых действенных форм миссионерской деятельности, направленной на воцерковление и укреплении в вере. Данная тема является новой, и еще мало освещена в научной литературе. В существующих источниках в основном рассматривается тема детских православных лагерей.
Православный семейный отдых позволит разнообразить миссионерский процесс, сделает его более увлекательным и интересным для детей и родителей, позволит священнику, педагогу, миссионеру наладить личные взаимоотношения с каждым членом семьи, что сделает миссионерский процесс более эффективным.
Главными миссионерскими перспективами семейного отдыха являются: решение проблем воцерковленности, усвоение детьми и взрослыми православного образа жизни по евангельским заповедям, созидания семьи как малой Церкви, единения православных семей, улучшение качества приходской жизни, преодоление разобщенности прихожан, их удаленности друг от друга и от священства, создание евхаристической общины, которая будет «… сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один Дух…; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4, 3-6).
Просмотров (126)