Паломничества по путям чудотворных икон и святых

Размещено Фев 5, 2015 в Доклады, Общие рекомендации, Рекомендации и требования

Паломничества по многочисленным святым местам Московской Епархии и России, организуемые православными приходами, становятся неотъемлемой частью современной церковной жизни.

Православные путешествия, кроме главного духовного смысла, который, по словам митрополита Ювеналия, есть «духовно-телесный подвиг, работа над собой, молитва», могут иметь воспитательное, познавательное, образовательное значения.

Изучение истории Церкви, России, родного края особенно важно и актуально, конечно, для подрастающего поколения – детей и молодежи.

Основными критериями выбора места — цели паломничества и маршрута путешествия — становятся наличие почитаемых святынь, особенно мощей или чудотворных икон, а также историческая значимость посещаемого места.

Таким образом, часто само паломничество проводится от одного святого места к другому, а маршрут следования при этом не имеет существенного значения.

Однако возможны паломничества и путешествия по дорогам, путям и тропам, по которым реально ходили святые подвижники, переносились чудотворные иконы, перемещалось православное воинство на важнейшие в истории Церкви и России сражения. Следовательно, при совершении таких маршрутов значение имеет именно сам путь, совершаемый по стопам святого или святыни, а не только его конечный пункт.

Некоторые такие маршруты известны историкам, другие требуют кропотливых исследований ученых и краеведов для уточнения. Часть этих дорог были сухопутными, другие —  водными (речными).

Укажем некоторые из путей, по которым могут быть совершены паломнические путешествия.

В 2014 году, в год празднования 700-летия рождения преподобного Сергия Радонежского, с именем которого связаны многие святыни Русской земли, стали актуальными маршруты паломнических путешествий «по стопам» игумена Руси.

По одному из таких путей проходит традиционный крестный ход «Тропой преподобного Сергия» «по историческим местам Радонежской земли, связанным с жизнью и подвигами преподобного Сергия Радонежского»[1].

Еще одним маршрутом для паломников может быть путь преподобного Сергия из Лавры на водопад «Гремячий» (в настоящее время им пользуются насельники Лавры): из Сергиева Посада по маршруту автобуса №37 (по улице Вифанской с пересечением Ярославского шоссе) до остановки Шильцы, далее 3 километра через деревню Ляпино до храма на источнике. Другой маршрут – из Сергиева Посада на поселок НИИРП, Дерюзино, до «Гремячего».[2]

Продолжением этого маршрута может быть путь через поселок Фряново на село Стромынь, где в Успенском храме находятся мощи преподобного Саввы Стромынского, игумена древнего Успенского монастыря, ученика преподобного Сергия.

Преподобный Сергий проходил этим маршрутом, когда искал место для строительства Стромынского монастыря на реке Дубенке по обету благоверного князя Дмитрия Донского после победы на Куликовом поле. От Стромыни через село Филипповское проходила дорога в основанный ранее преподобным Киржачский Благовещенский монастырь, где ныне пребывают мощи ученика Сергия – преподобного Романа.

В 2015 году исполняется 635 лет Куликовской битве. Можно совершить паломничество из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру по пути благоверного князя Дмитрия Донского к преподобному Сергию за благословением на битву с Мамаем. Эта дорога примерно совпадает с современным Ярославским шоссе, но проходила через Радонеж. В древности она называлась Радонежской Переяславской дорогой [3], путешествие по этому маршруту удобно совершить на автотранспорте. Второй маршрут путешествия, связанный с Куликовской битвой, – это путь русского воинства после молебна в Кремле через парк «Кузьминки», Николо-Угрешский монастырь, Брашев (ныне населенный пункт Боршева под Бронницами), Девичье поле в Коломне (место сбора войск перед сражением), Лопасню на Оке на Куликово поле [4],[5],[6].

Можно совершить паломничество «по пути Владимирской иконы Божией Матери», по которому благоверный князь Андрей Боголюбский в 1155 году (в 2015 году исполняется 860 лет этому событию) ушел из Вышгорода под Киевом с этой иконой «в Ростовскую землю» через Москву по древней Переяславской дороге [3],[6],[7],[8]. В пределах Московской епархии эта дорога проходила через древний Перемышль Московский под Подольском, Кремль, Сретенский монастырь, земли Богородского уезда (ныне Балашихинский, Щелковский, Ногинский районы Московской области) на Александров, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский и Владимир.

По этому пути в 1395 году Владимирская икона Божией Матери была перенесена из Владимира в Москву. В настоящее время икона находится в Никольском храме Третьяковской галереи, расположенной рядом с трассой старинной дороги, ведущей в Подольск.

Паломническое путешествие можно совершить «по пути Смоленской иконы Божией Матери», по которому икона была принесена из Смоленска в Москву в 1400 году, а через полвека, в 1456 году, была возвращена в Смоленск. Этот древний путь, связывающий Москву и Смоленск, назывался «Старой» Смоленской дорогой, проходил рядом с Новодевичьим монастырем, пересекал Москву-реку и шел далее через Можайск, Темкино, Угру, Ельню. Подробные карты, описание и использование этой дороги в древности приведены в статье [9]. Напомним, что в 1456 году икону из Кремля перенесли на Девичье поле рядом с древним монастырем Саввы Освященного, отслужили молебен и торжественно отправили в Смоленск через Сетуньскую переправу, а в Московском Кремле был оставлен список чудотворной иконы. В 1525 году великий князь Василий Иванович в память покорения Смоленска недалеко от того места, где было совершено молебствие, основал Новодевичий монастырь и поставил в него список иконы из Кремля.

Вся земля Подмосковья исхожена святыми и освящена чудотворными иконами. Поэтому существует еще множество паломнических маршрутов, которые можно использовать для совершения паломнических путешествий.

Например, изучить все путешествия преподобного Сергия, известные из его жития, и совершить по ним паломничество.

В тех приходах, где прославлены в чине новомучеников и исповедников Русских клирики и прихожане, можно определить места их проживания и пути, по которым они ходили из дома на службу в храм, совершать крестные ходы по этим маршрутам в дни их памяти, установить поклонные кресты.

Паломнические путешествия по древним путям сообщения  — удобный способ изучения нашей истории, которая, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, есть «неотъемлемая часть жизни».

Отметим, что в целом область исторической географии русских старых путей сообщения исследована слабо, что может побудить православных краеведов приложить усилия для изучения этой темы.

Протоиерей Михаил Герасимов, священник Алексий Рукавицын.

Список литературы:

  1. «Тропой преподобного Сергия» http://vk.com/po_trope
  2. http://strannik-sergey.ru
  3. Чернов С. З. Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М:2003, №3
  4. http://wikimapia.org/14415049/ru/Участок-древней-Брашевской-дороги
  5. http://ugresha.cerkov.ru/
  6. П.П.Копышев. «К истории древних трактов восточного Подмосковья и Замосковья (исторические экскурсы и экстракты)» http://www.bogorodsk-noginsk.ru/atlas/trakt.html
  7. Жития Русских святых. Т. 3. Коломна. 1994
  8. М. Д. Герасимов. Реконструкция пути князя Андрея Боголюбского из Вышгорода во Владимир. http://www.bogorodsk-noginsk.ru/trud/20140123.html
  9. Янишевский Б.Е.  Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья. Калуга. 2013

Просмотров (95)